Всем приезжим гостям и путешественникам в городе Калининграде рекомендуется первым делом посетить местную достопримечательность – Королевские ворота с богатой историей. Находятся они на пересечении двух улиц: Фрунзе и Литовский вал.
Эти ворота были частью оборонительной линии немецкого города Кенигсберг, который сегодня мы все знаем как Калининград. Строительство ворот велось при участии прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Возведенные из кирпича красного цвета Королевские ворота псевдоготического стиля сами по себе напоминают своим видом небольшой замок. Глядя на них, невольно задумываешься, какой же была сама крепость Кенигсберг, который не «дожил» до наших дней. В общей сложности таких ворот насчитывается 7, но эти представляют наибольший интерес.
История Королевских ворот
За всю историю Королевские ворота несколько раз были перестроены и меняли свое название. Первоначально на их месте стояли Кальтхофские ворота, которые в 1717 году были полностью снесены. В то время, когда Кёнигсберг (старое название Калининграда) присоединялся к Российской империи, с 1757 по 1762 год силами русских инженеров были возведены Гумбинненские ворота. Это название они получили из-за дороги, которая проходила через них и вела в город Гумбиннен (сегодняшнее название города Гусев). Но в 1811 году ворота сменили свое название на Королевские, что и сохранилось до наших дней. В то время через них проходила одноименная улица.
С наступлением XIX века в Кёнигсберге началась модернизация оборонительных укреплений. В связи с этим старые Королевские ворота тоже были разобраны. В 1843 году 30 августа на освободившемся месте был заложен фундамент для новых ворот. При этом в торжественной закладке непосредственное участие принимал король Фридрих-Вильгельм IV. Строительство ворот велось в соответствии с проектом, который разработал генерал Эрнст Людвиг фон Астер. В нем предусматривалось создание горельефов, которые воплотил скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер. Спустя 7 лет работы, ворота были закончены.
Внешний вид
Ворота имеют один пролет, ширина которого составляет 4,5 метра. По бокам размещаются казематы, причем на город они выходили окнами и дверями, а на внешнюю сторону – амбразурами. Около ворот с внешней стороны была расположена небольшая кордегардия.
Королевские ворота в то время были необычайно красивы. На первом ярусе ворот располагаются порталы – по три штуки на каждой стороне. На втором ярусе сделаны ниши, в которые скульптор поместил несколько барельефов. Среди них красуются главные лица: король Чехии Отакар Пржемысл II, прусский король Фридрих I и прусский герцог Альбрехт I. Под каждым из них изображен собственный родовой герб. Всю красоту Королевских ворот дополняют зубья и башенки, расположенные в верхней части по всему сооружению.
В конце XIX века такие оборонительные сооружения стали терять свою военную значимость не только в Восточной Пруссии, но и повсеместно в Европе, а в 1910 году военным ведомством окончательно признан тот факт, что они уже устарели и мешали развивать Кёнигсберг. Поэтому Королевские ворота, которые были частью этой обороны, отдали в распоряжение города. Несколько лет спустя стала развиваться автомобильная промышленность, а поскольку валы, которые примыкали к воротам, мешали движению – они были убраны. Теперь Королевские ворота служили в качестве не оборонительного укрепления, а как триумфальная арка.
Советское время
Во время войны ворота так же пострадали, как и все остальные здания в результате артиллерийского обстрела и бомбардировки. Нет какого-либо документального подтверждения, что было с воротами в послевоенные годы. Лишь в 1960 году вышел документ, который причислял ворота к объектам, причисленным к культурному наследию города. Тогда государство взяло Королевские ворота под свою охрану. Однако, несмотря на то, что объект был взят на учет, какие-либо реставрационные работы не проводились. Это не могло не сказаться на архитектурном памятнике, который стал разрушаться.
Провести реставрацию хотели в 1975 году, но так и не начинали. Ситуация чуть было не усугубилось желанием одного чиновника снять барельефы, так как, по его мнению, они не представляют историческую ценность. Но к счастью этого не случилось, хотя про ворота опять забыли на какое-то время.
Долгожданная реставрация
Впервые о реставрации Королевских ворот начали задумываться только в 2004 году. В это время город готовился к своему 750-летнему юбилею. На все необходимые работы, которые велись на высоком уровне, было выделено 50 миллионов рублей. Не обошлось без трудностей и главная из них – это восстановление лиц на барельефах. Они были попросту стерты во время боев Второй мировой войны, а документации, как выглядели они в оригинале, не было.
Сложность была и с подбором материала – для барельефов был использован особый песчаник. В связи с этим перед реставраторами появилась необходимость в создании уникального состава. Когда реставрация подходила к концу, в каком-то польском архиве отыскалось изображение голов и барельефы были срочно переделаны.
В конечном счете Королевские ворота полностью восстановили, а в настоящее время они находятся в собственности Музея Мирового океана.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.