Бранденбургские ворота Калининграда

Бранденбургские ворота в Калининграде на сегодня считаются важной исторической достопримечательностью России и охраняются Законом, принятым в 1960 году. До наших дней в городе сохранилось 7 ворот, признанных архитектурными памятниками России, но лишь один из них до сих пор эксплуатируется по своему предназначению – проезда транспорта и прохода пешеходов.

История постройки Бранденбургских ворот

Первый вариант Бранденбургских ворот датирован 1657 годом. Ворота, сделанные из дерева, накрыли крышей и укрепили земляной насыпью. Перед строением вырыли глубокий ров, заполнив его водой. Дорога, ведущая к Бранденбургскому замку, по имени которого названо строение, стала надежно защищенной от нападения неприятеля.

Деревянное сооружение было практически переделано заново спустя около 100 лет. Фридрих Второй, бывший в то время королем Пруссии, приказал отстроить ворота из камня, чтобы обеспечить защиту города с южной стороны.

Во внутренних казематах располагались солдаты гарнизона, надежно защищенные извне толстыми стенами. Строение включало подсобные помещения, подъемники, склады, чтобы снабжать охраняющих въезд в город солдат амуницией, оружием и продовольствием в случае военных действий.

В дальнейшем строение реконструировалась практически каждые 50-100 лет, добавляя к нему соответствующие современности украшения и скульптурные ансамбли.

В 1860 году Бранденбургские ворота подверглись полной реконструкции. Проектирование фасада ворот выполнил известный архитектор Ф. А. Штюлер.

brandenburgskie-vorota-vo-vremena-kenigsberga
Бранденбургские ворота во времена Кенигсберга

Здание оформлено в готическом стиле, который придает низкому строению ощущение массивности и высоты. Постройка украшена лилиями и листьями из песчаника, медальонами и гербами. На стенах – скульптурные изображения генерал-лейтенанта прусской армии Эрнста фон Астера, фельдмаршала Бойена, которые прославились в войне против Наполеона.

Использовалось строение для проезда транспорта и пропуска пешеходов. Здесь же располагалась таможня. Бранденбургские ворота присоединили к единым оборонным сооружениям Второго вального укрепления города-крепости Кёнигсберга.

В начале ХХ века строение утратило свое оборонительное значение и использовалось просто для проезда транспорта.

Практически в этом виде сооружение сохранилось до наших дней.

Строение в наше время

Во время второй мировой войны при взятии советской армией Кёнигсберга Бранденбургские ворота практически не пострадали, но капитальный ремонт строения произвели только после принятия закона о его исторической и архитектурной ценности. Казематы несколько лет использовались как складские помещения.

На месте старинного замка Бранденбург вырос поселок Ушаково, на территории которого до сих пор сохранились руины былого величия.

Сегодня Бранденбургские ворота красочно вписались в исторический центр Калининграда, неизменно привлекая своим видом многочисленных туристов и гостей города. Расположены ворота в Московском районе у современных улиц Багратиона (проходит через ворота) и Суворова.

Стрельчатые арки, выполненные в готическом стиле, свободно пропускают современный автотранспорт, трамваи в однорядном движении. Покрытие дороги, выполненное из каменной брусчатки, прослужит еще долгие годы.

Последняя реставрация исторического памятника федерального значения – Бранденбургские ворота – была произведена в 2015-2016 годах. На реконструкцию потрачено более 6 миллионов рублей.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий