Мосты Калининграда

Города, построенные на реке, имеют свою неповторимую ауру, которую придают ему его мосты. У каждого из них есть своя история возникновения и имена, связанные с историческими событиями либо с романтическими ситуациями. Существуют, например, мост Вздохов в Венеции, мост Поцелуев в Петербурге.

Так же и с мостами Калининграда, некоторые из которых не сохранились до наших дней, но остались в памяти города или заменены на другие.

История

Кенигсберг был основан в 1255 г на базе 3 поселений, которые составляли его части. Река Прегель (Преголя), на берегу и островах которой они были построены, делит город на 4 части: Альтштадт, Ломзе, Кнайпхоф и Форштадт.

Первый мост в городе был построен в 1286 году, после чего последовало строительство других мостов, соединяющих поселения между собой. Большинство мостов благополучно служило людям вплоть до 20 века. Каждый из них получил свое название по месту, возле которого они строились или по своему виду. Так в Кенигсберге им были даны названия:

  • Лавочный;
  • Зеленый;
  • Рабочий;
  • Кузнечный;
  • Деревянный;
  • Высокий;
  • Медовый;
  • Императорский мост;
  • Пальмбургский мост;
  • Двухъярусный мост (Reichsbahnbrücke).

Со времени строительства первых мостов прошло много времени, и концепция их применения очень изменилась, но в далеком  13 веке они имели стратегическое значение. При въезде у мостов Кенигсберга стояли сторожевые башни с тяжелыми дубовыми воротами, а некоторые опоры были выполнены в форме бастионов и имели амбразуры, из которых велась стрельба по атакующим врагам. Это было связано с постоянными военными компаниями между Польшей и Тевтонским орденом.

Строительство этих сооружений было событием для его жителей. Каждое имя моста – это история, которая осталась на века в памяти горожан и передавалась из поколения в поколение.

Лавочный мост

Это самая старая конструкция, соединяющая поселок Кнайпхоф, Кенигсбергский замок и городок Альтштадт. Так как он вел к торговым рядам, то и имя ему дали соответствующее – Лавочный. Позже мост стал местом народных гуляний, но одно время он был оборонительным сооружением, когда Кнайпхоф принял сторону Польши, а остальные поселения Кенигсберга остались верны тевтонцам. Это редкий случай, когда между районами города велась настоящая война.

lavochnyj-most-pri-kenigsberge-v-1931-godu
Лавочный мост во времена Кенигсберга (кликабельно)

В 1900 году он был перестроен, а в 1972 полностью снесен ради нового Эстакадного моста. В памяти старожилов, он является частью истории города.

Зеленый мост

Это инженерное сооружение было построено в 1322 году для соединения городка Кнайпхоф с Форштадтом. Имя свое он получил благодаря цвету своих опор и пролетов.

zelenyj-most-pri-kenigsberge
Зеленый мост во время Кенигсберга (кликабельно)

В 17 веке Зеленый мост стал местом, где останавливались почтовые кареты и людям выдавались письма. Особенно часто там собирались городские лавочники и дельцы в ожидании финансовых новостей, что привело к строительству городской торговой биржи в 1623 году в непосредственной близости от моста.

В 19 веке было сооружено новое здание биржи с другой стороны реки, которое сохранилось до наших дней в виде Дворца культуры моряков.

Вместо Зеленого и Лавочного моста сегодня функционирует Эстакадный мост.

kaliningradskij-estakadnyj-most
Калининградский эстакадный мост (кликабельно)

Рабочий (потроховый) мост

Точного перевода для этого моста так и не нашли. Построенный в 1337 году, он являлся как бы вспомогательной конструкцией для вывоза отходов (потрохов) с расположенной рядом скотобойни. Им пользовались ее работники, поэтому второе название моста Рабочий.

Он был разводным и имел 3 секции, но после наводнения 1621 года, которым он был снесен, заново его отстроили уже без подъемного устройства.

rabochij-most-pri-kenigsberge
Рабочий мост во времена Кенигсберга (кликабельно)

Когда в 19 веке часть Кенигсберга (городок Форштадт) переживал большой экономический подъем, мост вновь был перестроен, в этот раз в камне и металле, и стал разводным. К сожалению, он был уничтожен во время Второй мировой войны и так и не отстроен.

Кузнечный мост

Эта конструкция в 1397 году соединила Кнайпхоф с Альтштадтом. Находившиеся поблизости кузнечные мастерские дали ему свое название. Строительство было вызвано необходимостью разгрузить Лавочный мост, который расположен практически напротив, чуть ниже по течению.

Целых 400 лет он представлял собой 2 каменные опоры, на которые были уложены толстые бревна. В 1896 году его полностью реконструировали, снабдив декоративными опорами и железными пролетами, и сделав разводным.

kuznechnyj-most-pri-kenigsberge
Кузнечный мост (кликабельно)

В Альтштадте у въезда на мост была построена “сторожка” – башня смотрителя, который следил за подъемными установками и разводным механизмом моста. Так как он был уничтожен во время Второй мировой войны, то больше не восстанавливался.

Деревянный мост

Построенный в 1404 году в виде деревянной конструкции, он был реконструирован ровно через 500 лет и существует поныне.

Он соединяет Ломзе и Альтштадт, а его особенностью была доска с выдержками из книги о языческой Пруссии и истории возникновения Тевтонского ордена.

derevyannyj-most-pri-kenigsberge
Деревянный мост во времена Кенигсберга (кликабельно)

Высокий мост

В 1520 году это сооружение соединило Ломзе и Форштадт. Высокий мост прошел реконструкцию в 1882 году, во время которой к нему был достроен дом смотрителя, который, в отличие от моста, снесенного в 1938 г, сохранился до наших дней и представляет собой архитектурный памятник в неоготическом стиле.

В некотором отдалении от бывшего сооружения построили новый Высокий мост, который служит жителям города до сих пор.

vysokie-vorota-pri-kenigsberge-v-1918-godu
Высокий мост (кликабельно)

Медовый мост

Это самое “молодое” инженерное сооружение этого типа в городе и в свое время оно соединяло Ломзе и Кнайпхоф, а сегодня является пешеходным мостом, по которому гуляющие горожане и туристы попадают к Кафедральному собору на острове Канта.

medovyj-most-pri-kenigsberge
Медовый мост (кликабельно)

Точных данных, почему он так назван нет. По одной легенде, его строительство был оплачено бочками с медом, по другим, перевод с немецкого означает “издевка”. То есть строительство моста позволяло жителям Кнайпхофа ходить в Ломзе, избегая Высокого моста, который был частью Альтштадта.

Императорский мост (Юбилейный мост)

Во время Второй мировой войны Императорский мост был разрушен. На его месте в 2005 году был построен Юбилейный мост с видом на комплекс «Рыбная деревня». Свое название мост получил в честь юбилея Калининграда в 750 лет.

yubilejnyj-most-v-kaliningrade
Юбилейный мост в Калининграде, построен в 2005 году (кликабельно)

Пальмбургский мост (Берлинский мост)

Бывший мост в Калининграде, как часть Калининградской окружной дороги. Был открыт в 1938 году, его длина составляла 633 метра. В 2014 году мост начали разбирать.

berlinskij-most
Берлинский мост (кликабельно)

Двухъярусный мост (Reichsbahnbrücke)

Был построен в 1926 году и был на тот момент инженерным чудом. Во время второй мировой войны сильно пострадал, но его отремонтировали со временем. В начале 21 века постоянно ведут дискуссии, что нужно этот мост снести и построить новые и современные.

dvuhyarusnyj-most-v-kaliningrade
Двухъярусный мост в Калининграде (кликабельно)

Второй эстакадный мост

Был открыт в 2011 году, его обшая длина составляет 1883 метра. Строительство моста стартовало еще в 1985 году, но с развалом СССР было остановлено. Достраивать его начали лишь в 2006 году. Мост проходит над двумя руслами реки Преголя и соединяет Московский район с Ленинградским. Второй эстакадный мост позволяет очень быстро перемещаться из южной части города в северную и наоборот. Имеются по три полосы для движения транспортных средств в каждую сторону, также в местах расположения домов близко к мосту установлены антишумовые щиты. Пожалуй, на сегодня это одно из самых удачных улучшений транспортной инфраструктуры в городе Калининграде в последние годы.

vtoroj-estakadnyj-most-v-kaliningrade
Второй эстакадный мост в Калининграде (кликабельно)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий